Аналитическая справка о текущей ситуации

Как реализуется процесс оказания помощи нуждающимся пожилым людям в регионе?

В Орловском регионе проживает 739 467 человек. Из них в возрасте старше трудоспособного 211 785 человек. 138 144 проживают в городах и 73 641 в сельской местности. Средний возраст мужчин 67,10 лет, женщин 77,67 лет. За последнее время резко возросла смертность пожилых граждан. Естественная убыль составила -10,5 (родилось 5755, умерло 13 422). Этот показатель выше, чем был в период гражданской войны.

На учёте в пенсионном фонде состоит 260,3 тысячи пенсионеров. Из них 173,9 по старости, 68,6 тысячи находятся на государственном пенсионном обеспечении. Средний размер пенсии в регионе составляет в 2021 году 15 289 рублей. Прожиточный минимум для пенсионеров в 2021 году составил 10 022 рубля, на 2022 год утвержден в размере 10120 рублей. По данным пенсионного фонда пенсия ниже прожиточного минимума назначена для 18 600 человек (2021г.)

В 34 бюджетных стационарных учреждениях проживают 3012 человек, 9 204 получают социальные услуги на дому всего по области, а в городе Орле 2049 человек, и их обслуживают 152 социальных работника.

В области в каждом из 24 районов действуют бюджетные учреждения соцзащиты, в которых есть отделы соцзащиты, центры дневного пребывания и центры активного долголетия.

Характер обслуживания, цены на услуги, возможности для пожилых по оказанию помощи размещаются на сайтах социальных учреждений, департамента соцзащиты. На государственное обслуживание могут претендовать те пожилые люди, которым назначена пенсия ниже прожиточного минимума. Получение госуслуг носит заявительный характер, и по факту услуги ограничены ресурсами, выделяемыми из областного бюджета на эти цели. Есть раздел о деятельности поставщиков социальных услуг на территории области, но в настоящее время он не наполнен содержанием, отсутствует и информация об областном реестре НКО-поставщиках соцуслуг.

Социальные, медицинские, социокультурные, бытовые и др. услуги пожилым людям предоставляют и НКО, государственные медицинские организации, бизнес структуры, учреждения культуры, спорта, образования, но к сожалению статистических данных и информации по ним нет.

Пожилые люди имеют ограниченные ресурсы, чтобы оплачивать предлагаемые услуги коммерческим структурам. Правда есть в регионе, так называемая пенсионерская элита, которая имеет возможность пользоваться дорогостоящими услугами, путешествовать и лечиться в зарубежных клиниках. Это бывшие госслужащие, которые находятся на пенсии и получают доплаты от 30 до 200 тысяч к пенсии из регионального бюджета.

Последствия пандемии

Период пандемии внес в обычную размеренную, спокойную, спланированную жизнь пожилых людей, особенно активных, без ограничений по состоянию здоровья, существенные изменения. Запрет на посещения общественных мест, встреч со сверстниками, «удаление» их из общественного пространства нанесли существенные изменения в жизни пожилых. Особенно ухудшилось состояние психического и физического здоровья, появились страхи, неопределенность, обострились хронические заболевания, из-за закрытия медицинских отделений и перепрофилирования их в ковидные.

Новые целевые группы

Появились в настоящее время новые целевые группы, которым необходима общественная забота и помощь. Это, во-первых те СТАРШИЕ, которые переболели ковидом. По нашим оценкам из 106 191 переболевших 70 тысяч составляют пожилые люди, треть из них нуждаются в реабилитации, санаторном лечении. Удовлетворить в полном объеме их потребности нет возможности.

Во-вторых, в особой помощи и заботе нуждаются вдовы и вдовцы старших возрастов, потерявшие своих близких. Только с диагнозом «ковид» умерло 1729 человек, их них более половины в возрасте 60+.

В третьих, в регион прибыли 500 человек беженцев, треть, из которых пожилые люди. Ожидается ещё 1000 человек, которым готовятся условия для временного проживания.

Нуждаются в особой поддержке и активные пожилые люди ,волонтеры ,социальные работники перенесшие ковид.

Нормативно-правовая база

- В своей деятельности органы социальной защиты, негосударственные поставщики услуг руководствуются ФЗ РФ, регламентирующие социальную защиту и поддержку граждан старших возрастов и инвалидов.

В регионе утверждена Постановлением Правительства Орловской области от 02.10.2019 г. № 556 Государственная программа Орловской области «Социальная поддержка граждан в Орловской области» (с изменениями 06.09.2021). В данной программе есть специальная подпрограмма № 9 «Старшее поколение». В ней содержится нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, организация деятельности по укреплению здоровья, оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей, совершенствование мер защиты сельских пожилых людей.

В регионе принят и действует закон «О детях войны» и мерах их поддержки (внеочередное получение социальных услуг, медицинского сопровождения, диспансеризация с доставкой в медучреждения на автомобилях социальных служб). Предусмотрена единовременная выплата к 9 мая в размере 1000 рублей.

Детей военного времени в области проживает 44 тысячи человек. По инициативе общественников 18 октября 2021 принято решение о выдачи всем детям войны к 9 мая 2022 года удостоверений, подтверждающий их статус и права на льготы.

Деятельность НКО в интересах СТАРШИХ

- Для выявления пожилых людей нуждающихся в заботе, используются технологии «Телефонные цепи». Информация о тех, кто нуждается в помощи, находится в затруднительной ситуации и не состоит на государственном обслуживании, поступает в ТРЦ Коалиции «Забота рядом». На каждой сельской территории Орловское «Знание» имеет свои местные структуры из активистов, которые обобщают информацию о СТАРШИХ. За период 2020-2022 выявлено 138 человек нуждающихся в поддержке и помощи.

- в регионе 36 некоммерческих организаций со статусом юридического лица работают с пожилыми людьми. В их числе советы ветеранов войны, труда и правоохранительных органов с сетью районных структур Социальной поддержкой и помощью пожилых занимаются областной о городской Красный крест, «Дети войны», «Ветераны чернобыльцы», «Ветераны спорта», Общественная организация «Красный мост», фонд социальной поддержки населения, Межрегиональная общинная организация «Нэшер», БФ помощи онко пациентам «Содействие», Орловский клуб волонтеров , Союз пенсионеров, общество слепых, инвалидов, организация помощи беженцам и переселенцам, инвалиды жертвы политических репрессий, советы ветеранов работников железнодорожного транспорта , действующих заводов. Бесплатные юридические услуги пожилым людям оказывают правозащитные организации. Есть соответствующий закон Орловской области, регламентирующий эту деятельность.

Имеются организации без образования юридического лица «Совет ветеранов работников социальной службы», ветеранов здравоохранения, образования, науки, культуры, ветеранов муниципальных служащих. У этих организаций есть достаточный кадровый и интеллектуальный потенциал, который не всегда используется.

Общественники реализуют различные направления помощи и ухода, осуществляют культурно досуговую деятельность, обслуживание на дому, предоставляют социальные услуги для подопечных и их родственников. Профессиональное сообщество психологов оказывает психологические услуги.

Однако в регионе нет ни одного геронтопсихолога, гериатра. И это осложняет предоставление пожилым качественной медицинской помощи, а потребность в ней большая. Только больных деменцией состоит в психоневрологическом диспансере более 5 тысяч человек. Орловская область входит в число 10 регионов с высоким уровнем психических заболеваний. 5,4 тысячи на 100 тысяч человек.

В ТРЦ имеется Атлас НКО, осуществляющих заботу о пожилых людях, контакты, примеры из практики. За 2021-2022 год силами НКО, благотворителями получили помощь и поддержку 643 человека.

Межведомственное взаимодействие

- О межведомственном взаимодействии имеется целый раздел программы развития Орловского региона. В нем определены формы и методы межсекторного партнерства( государственно частного, общественно государственного). Факт взаимодействия используется для оценки эффективности власти (критериальный показатель). Имеются во всех ведомствах общественные советы, при губернаторе действует общественный совет по делам ветеранов. Такие же правозащитные структуры хотелось бы иметь в ведомстве уполномоченного по правам человека в Орловской области.

Орловская общественная организация «Знание» с 1998 года имеет договор о сотрудничестве с Управлением социальной защиты населения. В настоящее подписано Соглашение о взаимодействии, которое имеет долговременный характер. Сотрудничество предполагает обмен информацией, общественная экспертиза и обсуждение проектов законов, общественный контроль качества социальных услуг, проведение обучения и консультирование специалистов, совместные мероприятия и исследования.

В 2022 запланировано заключение договоров о взаимодействии и сотрудничестве по теме Общественной заботы с Департаментом здравоохранения, культуры, администрацией г.Орла, Торгово-промышленной палатой. Потенциальными партнёрами могут стать общественные советы, созданные при департаментах, муниципальных образованиях.

Цель региональной программы

Развитие системы общественной заботы о СТАРШИХ Орловского региона для улучшения качества их жизни с учетом личностных ресурсов, возможностей и потребностей в уходе и помощи.

Актуальность программы

«Общественная забота о Старших» как самостоятельное направление работы в Орловском регионе начала свою реализацию в 2020 году силами гражданских активистов НКО-сектора при поддержке БФ Тимческо, БФ «Хорошие истории». Мероприятия, отзывы благополучателей доказали их востребованность и эффективность. Однако ещё не удалось объединить все имеющиеся ресурсы НКО, бизнеса, власти, религиозных конфессий, партий и движений, профсоюзов активных граждан всех возрастов, ТОСов, соседских сообществ, волонтерских групп. И главное, дойти до каждого одинокого пожилого человека, находящегося в затруднительной ситуации, не состоящего на государственном социальном обслуживании. Возникает необходимость оформление системы Общественной заботы о пожилых людях и её развитие с учётом региональных, местных особенностей города и села, малых населенных пунктов. Система общественной заботы о СТАРШИХ документ общественно государственного характера, состоящий из разделов.

Цели и основные задачи, принципы региональной политики неформальной заботы, направления, элементы системы (целевая группа, близкое окружение, провайдеры, трансляторы и исполнители заботы), инфраструктура Общественной заботы, направления, программы, кадровое обеспечение системы Заботы, механизмы общественного взаимодействия, общественно-государственное управление, ресурсное (финансовое в том числе) обеспечение функционирования системы, Контроль, оценка качества реализации программ Общественной заботы. Правовое регулирование. Методическое сопровождение. Тиражирование практик Общественной заботы через СМИ, просветительские акции, сеть интернет. Эти выводы были сделаны на региональной конференции Об общественной заботе в регионе и требуют доработки, оформления и наличия организационно технических и финансовых ресурсов.

Задача 1. Изучение ситуации о потребностях и возможностях неформальной (общественной заботы) о СТАРШИХ.

1. Определение нуждаемости общественной (неформальной) заботы на уровне города Орла, городских территорий муниципальных образований, сельский населенных пунктов с числом жителей (от 50 до 100 человек, от 10 до 50 человек, от 100 и выше, от 1000 и выше). При этом происходит дробление территорий по улицам, населенным пунктам, жилым домам.

Проводится «паспортизация» пожилых людей 65+ не состоящих на государственной обслуживании (доход, состояние здоровья, наличие близких родственников, индивидуальные потребности, возможности для самообслуживания, и т.д.).

С субъектом общественной заботы проводится индивидуальная работа, в том числе изучается возможность использования персональных данных. Для этого в «паспорт заботы» вносится согласие на обработку персональных данных установленного законодательством РФ образца.

В качестве технологии выявления пожилых людей нуждающихся в общественной заботе используется социальные технологии «Телефонные цепи» (осуществляется постоянный мониторинг звонков, поступающих в ТРЦ), подворовый (поквартирный) обход силами активистов ТОС, домовых комитетов, старших по дому, сельских советов, депутатов, информация избирательных комиссий, паспортных столов, участковых полиции, социальных служб, органов здравоохранения, почты, организаций сферы коммунального обслуживания и прочих служб осуществляющих коммуникации с жителями квартир, домов, улиц, поселков. Используются результаты переписи населения 2021.

2. Оценка социальной инфраструктуры и кадров Общественной заботы на территории города, села, посёлка (наличие и количество больниц, поликлиник, ФАПов, аптек, магазинов, почты, церковь, ателье, ремонтные мастерские, объекты общепита, водопровод, газ, школа, дороги, социальные службы, социальные работники, волонтёры, автолавки, потребительские кооперативы, библиотеки, учреждения культуры, негосударственные поставщики услуг жизнеобеспечения и т.п.)

3. НКО и их структурные подразделения, действующие на Территории заботы, их ресурсы и возможности. Если нет, кто может быть провайдером (транслятором) общественной заботы (мобильные патрули, бригады доставки продуктов, почта соседские сообщества).

Имея данные, составляется Атлас общественной заботы по Орловской области, муниципальным территориям, поселкам, деревням. Это увеличенная карта территории, на которую наносятся данные (количественные) о нуждающихся в Общественной заботе, провайдеры и трансляторы заботы (инфраструктура, волонтёры, НКО, депутаты, школьники, студенты, которые объединены в тандемы (пары) «пожилой-молодой»). Атлас содержит статистические данные о целевой группе пожилых и территории (половозрастная структура населения, используются данные статистики), количественный показатель молодёжи и старших от 14 до 45 лет (потенциальные помощники и волонтёры).

Атлас (карта общественной заботы) выполняет функцию навигатора, информационного ресурса для потенциальных потребителей неформальной заботы о старших на территории.

Атлас может быть выполнен в печатном (в виде сборника или брошюры в формате А3) и электронном виде и размещаться на сайтах муниципальных образований, Правительства Орловской области Департаментов.

Методическое сопровождение данной деятельности осуществляет ТРЦ. За ним разработка опросников, инструктаж активистов (волонтёров), привлечённых к данной деятельности. Оформление и анализ полученных данных, выработка механизма Общественной заботы на территории.

4. По предварительным оценка, нуждаемость в Общественной заботе составит не менее 30 тысяч человек. Данный показатель выведен с учетом исключения тех пожилых людей, которые отмечают свою независимость в самообслуживании. Однако в период ковидных ограничений и при наличия постковидного синдрома и возникающих проблем, данный количественный показатель может быть выше.

5. Итоги изучения нуждаемости ляжет в основу разработки системы общественной заботы СТАРШИХ. Этот общественно-государственный документ будет разработан проектной группой ТРЦ (модельный документ) для городских и сельских территорий с конкретным набором мероприятий и механизмов Заботы.

6. Каждая территория будет иметь паспорт Заботы в виде печатного издания (или электронной версии).

Задача 2. Подбор, обучение кадров для Общественной заботы

1. В каждом муниципальном образовании определяются волонтёры из числа граждан всех возрастов. Их количество составит не менее 1200 человек. Для вычисления использована формула наличия активных граждан на территории, которая составляет не менее 1% взрослого трудоспособного населения области.

2. Проводятся форумы волонтеров на 24 муниципальных территориях.

Для обучения волонтёров открывается на территории ТРЦ (Орловское «Знание») Университет Общественной заботы, где волонтеры получают знания о целевой группе, их особенностях, правилах и опыте волонтёрской деятельности с учётом «специализации» деятельности (сиделки, компаньоны, герагоги, автоволонтёры, «прогульщики», волонтёры культуры, службы адвокации, психологи, юристы, финансовые волонтёры, служба жизнеобеспечения и т.п.). Обучение проводится в виде сессий (трёхдневной) зимней/летней, 2 сессии по 3 дня, всего 6 дней по 6 часов. Итого 36 часов очных занятий, 18 самоподготовка, выполнение практических заданий.

Программы в соответствии со специализацией и направлением деятельности разрабатывает ТРЦ вместе с документацией волонтёра (дневник наблюдений, выполнение работ, атрибутика волонтёра Общественной заботы).

В Университете Общественной заботы открывается консультационный пункт и отделение для родственников, которые ухаживают за пожилыми дементными и другими психически больными людьми. Для них проводятся просветительские мероприятия и индивидуальные консультации силами специалистов, и действует «горячая линия». Образовательные программы ведут специалисты, в том числе по направлению мотто герагогике и музыкальной, эко- и экзо-терапии, и другим инновационным технологиям. К участию в деятельности Университета Заботы привлекаются партнёрские организации, в частности из Кризисного центра «Орловский», который имеет лицензию на повышение квалификации социальных работников.

Запускается проект клубного объединения «Светлые головы» (дневного центра) для дементных больных для 20 человек на территории Орловского «Знания». Занятия будут проводить герагоги, геронтопсихологи, медицинские работники.

Задача 3. Методическое сопровождение Общественной заботы.

Распространение информации по теме Общественной заботы (листовки, плакаты, тиражирование практик, публикации, выступления в СМИ). Осуществляют специалисты ТРЦ Коалиции «Забота рядом» в Орловском регионе.

1. Подготовка, издание и тиражирование методических пособий на тему:

  • Атласа (карты) Общественной заботы.
  • Что такое деменция? Виды, проявления. Как помочь.
  •  Библиотека волонтёра Общественной заботы. Навигатор информационных ресурсов и опыта.
  • Общение с пожилыми людьми по телефону (2-ое дополненное издание).

2. Рекламный продукт, выпуск листовок, стенда ТРЦ и Университета Заботы.

Задача 4. Совершенствование материально-технической базы ТРЦ, пополнение информационных ресурсов и библиотеки со специальной литературой о целевой группе и опыте работы

Приобретение ноутбука, принтера, обновление программ. создание онлайн-площадки обучения и общения.

Необходимо приобретение литературы, в том числе зарубежных авторов, по деменции, мотто герагогике, кинезиологии, герагогике, а также оформление подписки на специализированные журналы «Социальная работа», «Психология старости и старения». Повышение квалификации специалистов, волонтёров ТРЦ, посещение, стажировка в родственных организациях.

Задача 5. Обмен опытом с НКО, тиражирование практик. Налаживание партнёрских отношений и актуализация договорных отношений для межсекторного взаимодействия

Проведение регулярных встреч, совместные мероприятия, участие организации в общественной оценке качества услуг, предоставляемых пожилым людям региона. Оформление договоров о сотрудничестве, регулярный мониторинг исполнения, корректировка.

Срок реализации программы: 01.01.2022 – 31.12.2024

Планируемые результаты программы за три года

  • получат помощь и поддержку не менее 1500 одиноких пожилых людей;
  • разработана анкета, проведен опрос не менее 1000 человек жителей сельских и городских территорий по проблеме нуждаемости и возможностей помощи в затруднительной ситуации;
  • собрана информация о всех возможных услугах качественного ухода и общественной заботы для размещения на государственной информационном ресурсе, оформлен «Атлас нуждаемости в общественной заботе»;
  • привлечено для работы со СТАРШИМИ не менее 400 волонтеров разных возрастов, созданы и активно действуют волонтёрские межпоколенческие «тандемы молодой-пожилой»;
  • состоится не менее 30 семинаров, 125 консультаций и 15 дискуссия для специалистов, волонтёров и пожилых людей;
  • обновлено и действует содержание соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по теме Забота с Департаментом соцзащиты, здравоохранения, ТПП;
  • состоялась три региональные Акция «Один дома»;
  • проведены (ежегодно)  9 всероссийских Акций «Одобрено старшим поколением», «Мечты невидимых стариков», «Чистые окна» с участием не менее 30 партнёров из числа НКО с охватом не менее 300 участников ежегодно каждой;
  • открыто и успешно действует клубное объединение дневного пребывания для дементных больных и их родственников;
  • подготовлена и действует не менее чем 10 территориях муниципальных образований области Модельная программа «Общественной заботы о пожилых людях»;
  • улучшена материально-техническая, методическая база ТРЦ, действует попечительский совет, пополнилась библиотека, регулярно наполняется сайт, размещается информация в социальных сетях, прошли повышение квалификации не менее 10 специалистов;
  • члены Коалиции «Забота рядом» в Орловском регионе объединились в устойчивое общественно-государственное партнерство (возможно ассоциацию).

Региональные мероприятия программы «Общественная забота о пожилых людях Орловского региона» на 2022 год:

  • Общественная дискуссия «Ничего для нас, без нас» на 20 площадках партнёров Коалиции, с участием не менее 15 человек на каждой. Итого 300 участников;
  • Форум «Орловщина - территория Общественной заботы о Старших».
  • Депутатские слушания по теме «Общественной заботы о старших» в Орловском областном совете народных депутатов;
  • Открытие и деятельность Университета «Общественной заботы», проведение не менее 6 семинаров на площадке ТРЦ и выездные в 4 районах области;
  • Выявление нуждающихся пожилых людей, тиражирование практики «Телефонные цепи» во всех районах области;
  • Разработка программы постковидной реабилитации, функционирование не менее трёх групп на площадке ТРЦ, тиражирование опыта в районах области;
  • Организация поддержки беженцам, проведение лекций, консультации психолога, разговорные тематические встречи в формате «Разговорного кафе», тандемы пожилой-пожилой (регулярные телефонные коммуникации, совместное проведение досуга и дружеские встречи на дому или дачном участке);
  • Конкурс фоторабот на тему «Граждане золотого возраста Орловского края». Лучшие фотоработы размещаются в СМИ, в интернете на сайте ТРЦ, общественных местах, рекламной продукции, баннерах. Создается печатный (скорее электронный) набор открыток для тиражирования с целью привлечения внимания общества к проблемам старости и старения, пожилым людям;
  • Региональные Акции «Один дома», «Чистые окна»;
  • Калейдоскоп Общественной заботы. Выставка-презентация практик НКО, возможностей негосударственных структур, бизнеса по предоставлению услуг пожилым людям;
  • Слёт межпоколенческих тандемов «Общественной заботы»;
  • Собрания активистов ТОС в г. Орёл, г.Ливны;
  • Ежемесячные встречи с партнёрами и членами Коалиции «Забота рядом» на площадке ТРЦ и площадках НКО, участие в их мероприятиях;
  • Участие в сетевых мероприятиях Коалиции «Одобрено старшим поколением», «Мечты «невидимых» пожилых людей», участие в образовательных мероприятиях Коалиции.

Итоги 2022 года были подведены на семинаре/практикуме «Общественная забота о СТАРШИХ. Итоги. Развитие», который состоялся 2-3 марта 2023 года.